Быстрая навигация по результатам турнира
 
 
Подписка на новости турнира
|
XIХ
Всеукраинский турнир юных химиков (Черкассы-2011)
Фотографии с турнира
Репортаж о Турнире на сайте Лаборатории Чекановa
Статья "Учим школьников решать нерешаемые задачи" на сайте Химпром
Репортаж о Турнире "Химия всех цветов радуги" на сайте Химпром
Всего в финальном этапе приняли участие 18 команд, которые представляли 10 регионов Украины, одна команда из города Кирова представляла Российскую Федерацию (всего 19 команд).
Победители турнира:
Диплом I степени:
Команда Харьковской гимназии № 47
Выговский Александр - капитан команды
Миронова Ольга
Глущенко Мария
Ершова Полина
Морина Дарья
Дипломы II степени:
Команда "МАСАО" Харьковской ОСШИ "Одаренность"
Зибаров Артем - капитан команды
Петренко Андрей
Бардовский Ростислав
Халаим Максим
Кратофиль Богдан
Команда Лицея при Донецком национальному университете
Замикула Константин - капитан команды
Заничковская Анастасия
Волянюк Екатерина
Семено Владимир
Калин Денис
Команда Львовского Физико-математического лицея
Пеньков Любомир - капитан команды
Чернюх Игорь
Стельмах АНдрей
Гордийчук Олег
Нешта Владислав
Дипломы III степени:
Команда г. Винницы
Ляшук Александр - капитан команды
Васильков Артур
Ваколюк Алина
Колисниченко Александр
Дубинский Эбрахам
Команда СШ № 50 г. Львова "Полтинник"
Барановская Наталья - капитан команды
Дикий Андриан
Кропивка Тарас
Войтович Богдана
Чайковская Мария-Елена
Сборная команда Волынской области
Гуцкалов Илья - капитан команды
Демчук Александр
Олейник Анна
Тишко Александр
Климарчук Роман
Команда г. Кирова
Лобода Анна - капитан команды
Гребенкина Мария
Гордеева Елена
Пестриков Павел
Шихова Светлана
Команда Ришельевского лицея г. Одессы
Чумаченко Владислав - капитан команды
Чепляка Анна
Никифоров Алексей
Батистик Марина
Чорний Александр
Сборная команда г. Харькова
Головизнина Екатерина - капитан команды
Степанюк Дарья
Ковальковский Евгений
Онижук Никита
Хрычов Владислав
Дипломы личного первенства:
Выговский Александр (Харьков) - диплом 1 степени
Зибаров Артем (Харьков) - диплом 1 степени
Гребенкина Мария (Киров) - диплом 2 степени
Пеньков Любомир (Львов) - диплом 2 степени
Халаим Максим (Харьков) - диплом 2 степени
Ляшук Александр (Винница) - диплом 3 степени
Волянюк Екатерина (Донецк) - диплом 3 степени
Заничковская Анастасия (Донецк) - диплом 3 степени
Стельмах Андрей (Львов) - диплом 3 степени
Дипломы участников:
Сборная команда Волынской области "Аликвота"
Гулай Наталья - капитан команды
Усик Александр
Дорошенко Марта
Гончаренко Александра
Ярошевич Ольга
Команда Днепропетровского химикоекологического лицея лицея "ХЭЛ"
Шевченко Мария - капитан команды
Дудник Ксения
Руда Анастасия
Коледа Марина
Сборная команда г. Житомир "Spudei"
Тимчук Андрей - капитан команды
Новосвет Юлия
Франовская Мария
Федорчук Татьяна
Быленя Мария
Сборная команда Змиевского и Близнбковского районов Харьковской области "Плутон"
Данилова Ольга - капитан команды
Диденко Олег
Марущакова Анастасия
Наконечный Михаил
Король Екатерина
Команда г. Смела Черкасской обл.
Кочетков Артем - капитан команды
Солоневич Александра
Михальченко Николай
Очеретяна Виктория
Команда г. Тернополь
Данилков Роман - капитан команды
Сисюк Виктория
Коваль Назар
Скоропад Оксана
Степченкова Татьяна
Команда УВК № 45 "Академическая гимназия" г. Харьков
Шимкив Дмитрий - капитан команды
Штанько Максим
Лебединцев Геннадий
Маковецкий Сергей
Команда физико-математического лицея г. Черкассы
Кошова Наталья - капитан команды
Гончаренко Мария
Рассолова Анастасия
Сакуров Павел
Команда физико-математического лицея № 27 г. Харькова
Маркевич Никита - капитан команды
Кравченко Алексей
Панченко Дмитрий
Пугачов Иван
Кальметьева Марина
Задачи XIХ Всеукраинского
турнира юных химиков
- «Год Химии». 63-я Ассамблея ООН приняла резолюцию о провозглашении 2011 года Годом Химии. Согласно этой резолюции, национальная и международная деятельность в 2011 году должна отражать важность химии и ее вклад в жизнь человечества. Предложите, каким образом можно достичь этой цели, убедить простых обывателей в важности химических знаний и способствовать уменьшению хемофобных настроений.
- «Энтропия». Понятие энтропии наряду с понятием энергии являются одними из наиболее фундаментальных понятий, и поэтому наиболее сложными для объяснения. Приведите примеры жизненных ситуаций либо проблем из вашего личного опыта, для решения которых могло бы быть полезным использования этих понятий. Предложите опыты, модели либо жизненные ситуации, которые могли бы облегчить формирование у учащихся понятий об энтропии и энергии.
- «Нейтрализация». Предложите методику эксперимента для определения теплоты реакции нейтрализации в условиях школьной лаборатории. Какие факторы и каким образом могут повлиять на полученный результат? Оцените погрешность эксперимента. Каким образом и почему зависят полученные результаты от используемых реагентов?
- «Эволюция и радиация» (посвящается 25 годовщине взрыва на ЧАЭС). Согласно одной из гипотез, основанной на анализе геологических исследований, в древние эпохи радиоактивное излучение микрореакторов в земной коре могло сыграть важную роль в эволюции ранних форм жизни. Какую роль сыграла радиация в эволюции живых организмов на Земле? Каким может быть ее продолжение, если существующий радиационный фон в наше время существенно увеличится?
- «Раздельное питание». Существует представление, согласно которому при приеме пищи вредно смешивать блюда, приготовленные из продуктов разнородного происхождения (мяса, рыбы, молока и т. п.). Опровергните или подтвердите это мнение с точки зрения химика.
- «Кипящий солевой раствор». Водные растворы солей при нормальном атмосферном давлении кипят при температуре выше 100 °С. Объясните влияние различных факторов (природы соли, ее концентрации и т. п.) на температуру кипения растворов. Опишите области применения этого эффекта. Предложите состав водного солевого раствора, который имел бы максимально возможную температуру кипения при нормальном атмосферном давлении.
- «Бионеорганика». Обсудите существование зависимости биологической роли химических элементов от их положения в Периодической системе. Возможна ли замена важнейших для организма человека элементов их групповыми аналогами?
- «Зеленая химия». Опишите основные принципы «зеленой» химии. Основываясь на них, проанализируйте промышленное производство полиэтилена, инсектицида ДДТ, серной кислоты и анальгина. Как нужно видоизменить эти производства с целью их «озеленения»?
- «Химический барометр». Предложите модель устройства, которое можно было бы использовать для беспрерывного измерения атмосферного давления в метеорологическом диапазоне, принцип действия которого основано на химических реакциях.
- «Красный шлам». Недавно в Венгрии произошла трагическая авария с разливом токсических красных шламов – отходов глиноземного производства. В Украине также имеются два предприятия, на которых хранятся подобные ядовитые отходы: Запорожский алюминиевый комбинат и Николаевский глиноземный завод. Опишите, с чем связана опасность отходов глиноземных производств. Предложите способ их химической детоксикации.
- «Гроза». Как можно полнее опишите химические и физико-химические процессы, происходящие в атмосфере во время и сразу после грозы. Существуют ли сезонные отличия в этих процессах?
- «Экзотика». Обсудите, какие факторы и каким образом влияют на длину химической связи в органических соединениях. Каким может быть наибольшее и наименьшее значения длины одинарной связи С-С. Приведите примеры таких соединений.
- «Гигрометр». Предложите модель устройства для беспрерывного определения влажности воздуха, работа которого основана на физико-химических процессах. Оцените диапазон значений влажности, в котором ваш прибор будет работать.
- «Солнечная батарея». Предложите схему солнечного элемента, в котором энергия квантов света поглощается органическим красителем и преобразуется в ЭДС.
- «Молекулярный вольтметр». Между внутренней и внешней сторонами липидной мембраны живой клетки существует разность потенциалов, создаваемая катионами и анионами ее составляющих и микроокружения. Предложите молекулы или молекулярный ансамбль, которые, не причиняя вреда клетке, самостоятельно связывались бы с клеточной мембраной и позволяли бы осуществлять измерения трансмембранного электрического потенциала клетки.
Авторы: В. К. Бухтияров, А. В. Григорович, Н. С. Калиберда, С. В. Керничная,                 А. А. Осипенко, Т. Л. Павловская, В. Г. Пивоваренко, В. Н. Сомов.
Задачи финального боя XIХ Всеукраинского
турнира юных химиков
- «МЧС». При транспортировке (с нарушением правил техники безопасности) отработанной аккумуляторной жидкости цистерна опрокинулась, и ее содержание вылилось на болотистую землю рядом с рекою, которая обеспечивала водой весь район. На протяжении суток неободимо ликвидировать последствия екологической катастрофы, перевезя все опасные компоненты в безопасной форме, или удалить их из грунта.
- «Пролитого не вернуть». Германий – рассеяный элемент, и его соединения достаточно дорогие. Ваш коллега разбил склянку с GeCl4. К счастью, вся жидкость вылилась в противопожарный ящик с песком. Предложите способ выделения германия с наименьшими потерями.
- «Химическая радуга». Известно, что безводный Купрум сульфат отличается по цвету от пятиводного, а CoCl2 образует целый ряд окрашенных кристаллогидратов. От чого зависит цвет кристаллогидратов? Оцените возможность сущестования неорганической соли, разные кристаллогидраты которой были бы окрашены во все цвета радуги.
- «Минерал». Предложите и обоснуйте схему переработки любого минерала на ваш вибор с целью получения максимального числа полезных химических веществ. Приведите уравнения соответствующих реакций. Все вещества доолжны быть получены из этого минерала с использованием минимального количества других реактивов.
|