Ukrainian flag

Всеукраинский
турнир юных химиков

[ Rus | Ukr ]


     Home      О турнире     Результаты    Новости турнира       Полезные ссылки      Контактная информация     Всесибирская олимпиада по химии

 

emblem.jpg (17727 bytes)

 

 

Быстрая навигация по результатам турнира

 

 

Подписка на новости турнира

 

XVI Всеукраинский турнир юных химиков (Евпатория-2008)

Репортаж о турнире на сайте Лаборатории Чеканова

Всего в финальном этапе взяли участие 22 команды, которые представляли 17 регионов Украины, а также одна команда из города Кирова представляла Российскую Федерацию (всего 23 команды).

Победители турнира:

Диплом I степени:

    Команда СОШ № 50 г. Львов им. А. С. Макаренко
      Нещадин Андрей - капитан команды
      Коваленко Артур
      Коробкова Оксана
      Войтюк Диана

Дипломы II степени:

    Команда Львовского физико-математического лицея
      Ардан Богдан - капитан команды
      Бойко Марина
      Темник София
      Фролов Дмитрий
      Карпюк Лука
    Сборная команда г. Харькова
      Мельникова Алина - капитан команды
      Ващенко Алла
      Варавва Катерина
      Морозова Алиса
      Колодезный Дмитрий
    Команда естественно-научного лицея № 145 г. Киев
      Духно Алексей - капитан команды
      Коляденко Мария
      Меркулова Владислава
      Шевченко Алексей
      Медюх Назарий
    Команда гимназии № 47 г. Харьков
      Миронова Мария - капитан команды
      Дьякова Мария
      Ошега Юлия
      Кадуцкий Николай
      Елизаров Кирилл

Дипломы III степени:

    Команда Лицея при Донецком национальном университете
      Зинченко Павел - капитан команды
      Попов Александр
      Синюк Богдана
      Следнева Александра
      Каплан Константин
    Команда Луганской области
      Новиков Дмитрий - капитан команды
      Боброва Алла
      Зуева Мария
      Агафонова Екатерина
      Пономарев Алексей
    Сборная команда г. Кирова (РФ)
      Коноплев Роман - капитан команды
      Трухин Валерий
      Лаптев Андрей
      Гайнутдинов Антон
      Арасланова Светлана
    Команда физико-технического лицея при Ивано-Франковском институте нефти и газа
      Михальчук Владимир - капитан команды
      Андрусяк Юрий
      Нагорная Злата
      Оглабьяк Тарас
      Цвеюк Денис
    Команда Волинской области
      Пахолюк Игорь - капитан команды
      Михалевич Роман
      Зварыч Николай
      Прокопив Александр
      Хвальбота Людмила
    Команда Закарпатской области
      Кохан Сергей - капитан команды
      Игнатоля Павел
      Стегура Юрий
      Хаджиева Мария-Уляна
    Команда Ришельевского лицея г. Одессы
      Розенфельд Алиса - капитан команды
      Карпович Сергей
      Ковалева Мария

Дипломы личного первенства:

      Ардан Богдан (Львов) - диплом 1 степени
      Нещадин Андрей (Львов) - диплом 2 степени
      Миронова Мария(Харьков) - диплом 2 степени
      Ващенко Алла (Харьков) - диплом 2 степени
      Кохан Сергей (Ужгород) - диплом 3 степени
      Розенфельд Алиса (Одесса) - диплом 3 степени
      Духно Алексей (Киев) - диплом 3 степени

Задачи XVI Всеукраинского турнира юных химиков

  1. "Поэтом можешь ты не быть..." Среди произведений мирового изобразительного искусства подберите картины, сюжет которых наиболее полно соответствует фундаментальным понятиям в науке, таким как синтез, катализ, концентрация, валентность, энтропия и др. Обоснуйте свой выбор.

  2. "Сладости". Чем с химической точки зрения объясняется сладость веществ? Какие вещества способны вызывать ощущение сладости, и за счет каких структурных особенностей? Какие из существующих веществ обладают максимально сладким вкусом в расчете на 1 моль вещества?

  3. "рН". Шкала рН от 0 до 14 существует только для водных растворов веществ. Обсудите возможность существования шкалы рН уже либо шире упомянутой. Как изменяются кислотно-основные свойства веществ в других, неводных растворителях.

  4. "Архимед". Со времен Архимеда знание свойств веществ используется для подделки драгоценностей. Опишите известные способы имитации драгоценных металлов и камней и предложите методы их обнаружения химическими методами.

  5. "Алкалоиды". Рассмотрите зависимость биологической активности алкалоидов от структуры их молекул. Какие структурные особенности этих соединений придают им высокую биологическую активность и возможность определенным образом влиять на животные организмы?

  6. "Эфиры". Эфиры широко применяются в качестве растворителей. Однако при длительном хранении в них накапливаются пероксиды, которые могут быть причиной взрыва и поэтому затрудняют их использование. Предложите метод обнаружения пероксидов в эфирах и способ хранения безводного тетрагидрофурана без использования инертной атмосферы, чтобы он был готовым к немедленному использованию без предварительной очистки.

  7. "Теоретический выход". Обсудите возможность оценки выхода продукта реакции от теоретически возможного без проведения эксперимента. Исходя из предложенной вами методики, оцените теоретический выход продуктов нитрования различных ксилолов нитрующей смесью и сравните свои выводы с экспериментальными данными.

  8. "Селективность". Предложите структурную формулу органического вещества А, которое при действии на него смеси веществ Б и В реагировала бы только с веществом Б, а при действии внешнего возбудителя химической или физической природы обратимо изменялось таким образом, чтобы реагировала бы только с веществом В. Предложите области применения такого вещества А.

  9. "Растворимость". Оцените растворимость представленного ряда соединений в различных растворителях и при различных значениях n. Обсудите изменение конформации соединений этого ряда в различных растворителях и при различном значении кислотности среды. Каким образом будет влиять на их растворимость кислотность среды?

    rastvorimost

  10. "Пищевые чернила". Часто продукты питания становятся непригодными для употребления в пищу в результате воздействия кислорода либо развития гнилостных бактерий. Предложите химический состав или вещество, которым можно маркировать непосредственно продукты питания и с его помощью определять герметичность упаковки продуктов либо их пригодность к употреблению.

  11. "Полимер". Для проведения реакции полимеризации часто используются инициаторы. При высокой концентрации инициатора в реакторе полимерная цепь часто обрывается, и степень полимеризации получается очень низкой. При низком содержании инициатора процесс полимеризации не <запускается>. Предложите теоретические и практические способы определения концентрации инициатора полимеризации для получения молекул полимеров или сополимеров с необходимой длиной цепи. Рассмотрите ваши предложения на примере конкретного полимера.

  12. "Светофильтр". Предложите принципиальную схему прибора, который использует химические процессы для определения спектрального состава излучения. Какой диапазон электромагнитного излучения может охватить такой прибор? Предположите, для каких целей можно его использовать.

  13. "Суператом". Известно, что наночастицы - кластеры из нескольких атомов известных химических элементов - могут вести себя в химических взаимодействиях, как один атом совершенно другого элемента. Например, кластер из 14 атомов алюминия проявляет такие же химические свойства, как один атом магния, а свойства кластеров Al13 оказались похожими на свойства атомов галогенов. Предложите обоснование этим фактам и спрогнозируйте <суператомы> некоторых других элементов.

  14. "Химический источник света". Опишите, каким образом энергия, выделяющаяся в ходе химических реакций, преобразуется в излучение в видимой области спектра. Обсудите вопрос о возможности преобразования в видимое излучение максимального количества энергии, образующейся в результате любой возможной реакции. Как при этом можно варьировать длину волны и интенсивность излучения?

  15. "Молекулярный замок". В последнее время в науке распространенной является идея создания так называемых <молекулярных замков>, в которых в присутствии какого-либо вещества появляется аналитический сигнал от другого вещества в предложенной системе. Предложите <молекулярные замки>, которые позволяют получить аналитический сигнал от наиболее распространенных молекул-канцерогенов. Обсудите их чувствительность и возможность их применения.

Авторы: Воропаев В. А., Григорович А. В., Дзюба Д. А., Желтвай И. И., Калиберда Н. С., Курилишин И. М.,
                Ляпунов А. Ю, Савка Р. Д., Шаламов Р. В.

Задачи финального боя XVI Всеукраинского турнира юных химиков

  1. "Ионный сенсор". Существует множество веществ-красителей, которые при связывании с катионами изменяют свой цвет. Объясните причины изменения цвета веществ при координировании катионов. Объясните закономерности измения цвета в реакциях комплексообразования органических красителей. Предложите структурные формулы веществ, которые при связывании одних и тех же ионов могли бы претерпевать сдвиг длинноволновой полосы поглощения в разных направлениях.

  2. "Молекулярные машины". Предложите и обснуйте способ, который позволяет создание механических устройств молекулярных размеров, способных к осуществлению заранее запланированных механическх движений. На основании каких процессов и взаимодействий основана работа таких машин? Предложите способ управления и контроля таких машин.

  3. "Рецепт от Бурды". «Прогрейте (прокалите) подсолнечное масло, обжарте на нем рис до стекловидного состояния, добавте специи: кориандр, корицу, гвоздику, барбарис и 2-3 зубчика чеснока. Посолите, поперчите, добавте мелко нарезанные сухофрукты, залейте водой и прокипятите на медленном огне». Переведите этот рецепт на язык химии. Какие химические процессы происходят в процессе приготовления такого блюда? Обоснуйте возможность употребления такого блыда в пищу.

  4. "НЕорганика". Понятиями ароматичность, электрофильное замещенние, хиральность, конформер, циклоприсоеднение, региоселективность широко оперирует органическая химия. Докажеите или опровергните мнение, что эти понятия без исключения можно приманять и для неорганических веществ.

  5. "Идеальный мир". Обсудите вопрос, изменились бы и каким образом величины физических констант и закономерности протекания химических процессов, если бы все без исключения смеси , газы и вещсетва были б идеальными?

  6. "От философского камня до наноструктур". Изобразите «линию времени», отражающую последовательность взаимосвязанных научных открытий, приведших ученых от первобытных химических знаний к способности синтезировать, анализировать и использовать наноструктурные объекты. Прокомментируйте причинно-следственные связи между выбранными Вами открытиями и предложите кратчайший путь от «философского камня» до наноструктур.

  7. "Суперреагент". Приведите формулу хотя бы одного вещества, которое способно вступать в принципиально различные типы взаимодействий с другими соединениями.

    Авторы: , Григорович А. В., Дорошенко А. О., Зильберман А. А., Пивоваренко В. Г., Проц Д. И., Пустовойченко Н. Н., Савка Р. Д., Свечкарев Д. А.,

   

© 2002 А. И. Желтвай, А. Ю. Ляпунов, А. В. Григорович
© 2002 Харьковский национальный университет
Научно-исследовательский институт химии

Web-design © 2002 AGIK
Last updated 29.09.2008

 

 
ВНИМАНИЕ!!!
Данный сайт является архивной копией сайта http://chemturnir.org.ua от октября 2017 года.
Действующий сайт Всеукраинского Турнира юных химиков можно найти здесь >>>