Быстрая навигация по результатам турнира
 
 
Подписка на новости турнира
|
XIV
Всеукраинский турнир юных химиков (Ивано-Франковск-2006)
Фотографии с турнира
Репортаж о турнире на сайте Лаборатории Чеканова
Всего в финальном этапе взяли участие 17 команд, которые представляли 10 регионов Украины, а также 2 команды из Российской Федерации - сборные города Кирова и города Казани (всего 19 команд).
Победители турнира:
Диплом I степени:
Команда Ришельевского лицея г. Одессы (РЛ911)
Полищук Кирилл - капитан команды
Волянская Ася
Ковалева Мария
Чернышова Яна
Розенфельд Алиса
Дипломы II степени:
Львовский Физико-математический лицей
Червак Остап - капитан команды
Опря Александр
Романюк Елена
Шийка Ольга
Степаненко Игорь
Команда СОШ № 50 г. Львова им. А. С. Макаренко
Очеретная Марьяна - капитан команды
Денега Ирина
Андрес Виталий
Нещадин Андрей
Сборная команда Волынской области
Осипенко Артем - капитан команды
Конашук Вадим
Мосийчук Альбина
Хомяк Данил
Рарата Александр
Чабан Ольга
Дипломы III степени:
Лицей при Донецком национальном университете
Саберов Вагиз - капитан команды
Рожко Анна
Тишаева Анна
Забильская Анастасия
Макаров Иван
Украинская гимназия № 1 г. Ивано-Франковска
Скрипничук Иван - капитан команды
Мельник Николай
Васюта Роман
Чупирчук Павел
Небилович Андрей
Команда Физико-технического лицея при Ивано-Франковском национальном университете нефти и газа
Говзан Марьян - капитан команды
Кудла Тарас
Величковская Надежда
Томин Владимир
Стасюк Николай
Сборная команда г. Кирова
Куклин Сергей - капитан команды
Мотошкова Екатерина
Кекин Павел
Яковлев Антон
Коноплев Роман
Сборная команда Луганской области
Базалюк Ольга - капитан команды
Пастух Алексей
Лаврентьев Антон
Лящук Александр
Щербин Александр
Команда Академической гимназии № 45 г. Харькова
Затылюк Алексей - капитан команды
Переверзев Илья
Бондарев Даниил
Стронько Кирилл
Мастинский Александр
Сборная команда г. Харькова
Вдовенко Дарья - капитан команды
Лемишко Екатерина
Дейнеко Александра
Слюсарев Артем
Гурковский Павел
Дипломы личного первенства:
Нещадин Андрей (Львов) - диплом 1 степени
Червак Остап (Львов) - диплом 2 степени
Осипенко Артем (Волынь) - диплом 3 степени
Конашук Вадим (Волынь) - диплом 3 степени
Романюк Елена (Львов) - диплом 3 степени
Вдовенко Дарья (Харьков) - диплом 3 степени
Задачи XIV Всеукраинского
турнира юных химиков
- "Карлсруэ". Со времен Антуана Лавуазье и съезда химиков в Карлсруэ большинство понятий и терминов, используемых в современном химическом языке, практически не изменились, хотя их содержание и смысловая основа за два столетия сильно расширились. Проведите анализ современных химических терминов, даваемых в распространенных учебниках. Какие понятия на данный момент не отвечают старым определениям? Какие термины, на ваш взгляд, необходимо исключить из современного языка или уточнить их содержание?
- "Метаболизм". Рассмотрите схему взаимопревращений аминокислот, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот в живых организмах и сравните обмен веществ в организмах животных и растений. Предложите основу классификации существующих живых организмов по химическому составу.
- "Питьевая вода". Предложите экспресс-тесты для комплексного анализа качества питьевой воды в домашних условиях.
- "Амфотерность". Известно, что чистая серная кислота проявляет свойства не только кислоты, но и основания. Чем можно объяснить этот факт? Какие вещества и почему проявляют такие же свойства?
- "Аргентум". Целебные свойства воды озера Свитязь объясняют наличием в ней микропримесей ионов серебра. Предложите экспресс-метод определения сверхмалых примесей серебра (порядка 10-9-10-10 М) в природных водах.
- "Катастрофа". На химическом предприятии имеется 250 т жидкого хлора. Оцените, на каком расстоянии от завода концентрация хлора в воздухе будет безопасной в случае полного разрушения емкости. Какие меры безопасности необходимо применять в таком случае? Как влияет на человека вдыхание хлора в различных количествах?
- "Одеяло для воды". В условиях жаркого климата и в засушливых районах актуальна проблема сбережения воды в открытых водоемах вследствие достаточного интенсивного испарения, особенно при высокой площади зеркала. Предложите нетоксичный состав и метод его нанесения в виде сверхтонкого покрытия на поверхность водоемов, уменьшающего испарение воды.
- "Матрица". Предложите возможность полезного использования энергии, выделяемой живыми организмами.
- "Розы". Розовый альдегид широко используется в парфюмерии, однако получение его из лепестков роз чрезвычайно невыгодно. Предложите способ его синтеза из неорганических веществ.
- "Растворитель". Для измерения спектров 1Н ЯМР используют только полностью дейтерированные растворители. Предложите методы синтеза наиболее распространенных органических дейтерированных растворителей (дейтерохлороформ, дейтероацетон, дейтеробензол, ДМСО-D6), используя только циклогексан С6Н12, тяжелую воду D2O и другие неорганические вещества, не содержащие атомы углерода и дейтерия.
- "Цепная реакция". Для проведения реакции хлора с метаном смесь газов необходимо облучить ультрафиолетовым светом. Предложите метод оценки массы магния, которую необходимо сжечь для инициирования этой реакции, в зависимости от расстояния до сосуда и парциального давления газов в смеси.
- "Аквариум". В последнее время большой интерес вызывают различные добавки к стеклу, позволяющие изменить его пропускающие свойства. Одна из таких добавок, в частности, позволяет изменять прозрачность стекла для видимого света в зависимости от освещенности таким образом, чтобы за стеклом освещенность оставалась постоянной. Предложите вещество или смесь, которые можно было бы использовать в качестве такой добавки к стеклу или для покрытия стекла.
- "ПМР". Предложите структуру и метод синтеза органического вещества, у которого в спектре ПМР разность между двумя крайними сигналами была бы максимальна.
- "Фотоизомеризация". Оцените скорость фотоизомеризации представленного соединения в зависимости от длины волны облучающего света и природы растворителя. Какими физико-химическими методами можно определить скорость такого процесса?
- "Магнит". Существуют синтетические материалы, обладающие металлическими или полупроводниковыми свойствами: так называемые органические металлы и полупроводники. Обсудите возможность существования органического магнита, предложите его возможное строение и метод синтеза.
Авторы: Григорович А. В., Дзюба, Д. А., Керничная С. В., Ляпунов А. Ю.,                 Свечкарев Д. А., Сомов В. Н.
Задачи финального боя XIV Всеукраинского
турнира юных химиков
- "Пероксид". Предложите быстрый и надежный химический метод определения концентрации коммерческого (технического) пероксида водорода при условии, что вы не имеете в своем распоряжении титриметрического оборудования.
- "Исктаели сокровищ". С распространением цифровой техники становятся ненужными фтот- и магнитофонные пленки. Предложите рациональные способы выделения максимального количества полезных веществ из таких пленок.
- "Мутант". Существуют вещества амфотерные, которые могут проявлять свойства кислот и оснований. Существуют индикаторы, способные изменять свою окраску под влиянием определенных обстоятельств. А могут ли быть вещества, которые способны обратимо изменять свой запах?
- "Органическое искусство". Предложите формулу органического вещества, пространственное строение которого напоминало бы определенный бытовой предмет или объект. Соединение должно содержать как минимум 50 атомов 3 - 8 различных элементов. Приведите возможный метод синтеза этого соединений и опишите его физические и химические свойства.
- "Суперфункциональность". Предложите формулу органического соединения, которое содержало бы более 15 атомов углерода и максимальное количество различных функциональных групп, и докажите возможность его существования.
- "Индикатор". Предложите набор химических реактивов и операций для приблеженной оценки рН среды без использользования эффекта изменения окраски и использования инструментальных методов.
Авторы: Григорович А. В., Логинова Л. П., Ляпунов А. Ю., Мацаков А. Ю., Проц Д. И., Савка Р. Д.
|