Ukrainian flag

Всеукраинский
турнир юных химиков

[ Rus | Ukr ]


     Home      О турнире     Результаты    Новости турнира       Полезные ссылки      Контактная информация     Всесибирская олимпиада по химии

 

Эмблема турнира

 

 

Подписка на новости турнира

 

Итоги XI Всеукраинского турнира юных химиков (Ровно-2003)

С 27 по 30 октября этого года в г. Ровно состоялся финальный этап ХI Всеукраинского турнира юных химиков. В турнире принимали участие 9 команд из разных регионов Украины. По результатам боев победителями турнира стали команды: Академической гимназии № 45 г. Харькова (диплом первой степени), лицея "Приморский" г. Одессы и Ровенского областного лицея-интерната (дипломы второй степени), лицея при Донецком национальном университете и Ровенского городского лицея (дипломы третьей степени).

В боях команды показали достаточно высокий уровень подготовки и оригинальные решения некоторых задач. Все участники турнира отметили, что в этом году комплект заданий значительно легче, чем в прошлом году. Однако, стоит отметить, что несмотря на это некоторые команды уделили недостаточно внимания подготовке решений и в этом случае решения были очень поверхностные без разработки деталей и углубления в фундаментальные принципы некоторых технологических процессов, что в первую очередь должен контролировать руководитель команды при подготовке к участию в турнире.

В связи с этим можно рассотреть решение задачи "Эталоны" (Космические пришельцы конфисковали на Земле все эталоны массы и объема, включая мерную посуду, разновесы и т.д. Предложите способ восстановления эталонов массы, длины и объема с помощью знаний химических законов и процессов), представленную на финальном бое. Основной идеей решения было восстановление эталона массы с помощью процесса электролиза. Исходя из предложенной модели решения при проведении электролиза определенное время с определенной силой тока (оговаривая при этом, что приборы для измерения времени и силы тока остались) на электродах должно выделиться определенная масса вещества. В рамках данной модели идея решения в общем-то достаточно интересная, однако в данном случае необходимо учесть достаточное большое количество факторов. Не говоря о том, что в предложенном командой решении фигурировала цифра 17 лет, в течение которых будет осуществляться электролиз (при пропускании тока силой 10 А), командой были допущены некоторые фатальные неточности, которые привели к получению достаточно низких оценок. Во-первых при рассмотрении электролиза желательно ознакомиться с технологической схемой проведения этого процесса в промышленных условиях. Исходя даже из обычных школьных знаний необходимо предположить, что очень редкие процессы на электродах при проведении электролиза осуществляются с выходом по току от теоретически возможного равным 100%. Это происходит за счет существования побочных процессов на электродах, количество и интенсивность которых очень сильно зависит от материала электрода, характера его поверхности, разности потенциалов между электродами, плотности тока и т. д. Не учитывать эти факторы ни в коем случае нельзя. И хотя часть перечисленных факторов не рассматривается в школьной программе, однако при подготовке к мероприятию Всеукраинского масштаба желательно просмотреть хотя бы некоторую специальную литературу.

В то же время стоит отметить более интересные решения других команд. Так противоположностью ранее представленного решения был доклад, также представленный на финальном бою, решения задачи "Анимация" (Предложите способ создания простейших геометрических анимированных изображений в химически реагирующей среде). Для построения первоначальной модели командой была также выбрана довольно исследованная область - колебательная реакция Белоусова-Жаботинского. Однако в данном случае команда подошла более серьезно к подготовке решения. Исходя из уровня подготовки докладчика было видно, что перед турниром было проработано достаточно большое количество специальной литературы, относящейся к колебательным процесса в химически реагирующей среде. Более того докладчиком было изучено во всех подробностях (по литературным данным) механизм колебательных реакций, влияние многих факторов (концентрации реагентов, облучение светом, температура процесса и др.) и предложена достаточно оригинальная идея динамического получения заданных изображений в двух- и трехмерном пространстве с помощью колебательных реакций. Кроме того, судя из доклада, командой были проведены эксперменты с достаточно капризной реакцией Белоусова-Жаботинского, доказывающие правильность сделанных выводов, а наличие эксперимента всегда украшает доклад и дает ему неоспоримое преимущество.

Если уж речь зашла о финальном бое, то необходимо отметить работу ведущего. Как известно, перед началом каждого боя проводится конкурс капитанов для определения роли каждой команды в течение боя. И кроме того, что сам финальный боя является достаточно интересным зрелищем, также был очень хорошо продуман конкурс капитанов, который стал украшением финала. Конкурс капитанов проводился в три этапа. На каждом этапе капитанам необходимо было показать свои теоретические или же практические познания.

Так, на первом этапе капитанам предлагалось по запаху определить вещество. Согласитесь, что даже для некоторых практиков это довольно сложная задача. Однако, для капитанов предлагались вещества достаточно известные и с характерным запахом (уксусная кислота, этанол, гексан, хлороформ и др.). Более того, капитан мог заработать для себя баллы даже если он определили не само вещество, а его гомолог или же класс, к которому принадлежит это вещество.

На втором этапе капитанам предлагалось ответить на теоретические вопросы. Вопросы были достаточно легкими, однако из той области знаний, которой учащиеся обычно не уделяют достаточного внимания. Некоторые примеры вопросов: 1. Название какого элемента происходит от греческого слова зловонный? (Бром) 2. Какой минерал называют плавиковым шпатом? (фторид кальция) 3. Какой самый распространённый из инертных газов на Земле? (аргон) 4. Какой металл греки и египтяне называли небесным металлом? (железо) 5. Какое вещество можно назвать универсальным растворителем? (Вода) Несмотря на кажущуюся легкость вопросов, некоторые капитаны не справились со своим заданием. На третьем этапе капитанам предлагалось самое сложное задание: в сосуд с известным объемом без меток надо было налить точно заданный объем жидкости. Например, в пробирку с полным объемом 20 мл налить 12 мл жидкости или же в конусообразную колбу объемом 150 мл налить 50 мл жидкости. Безупречно с этим заданием могут справить только опытные бармены. Однако на финальном конкурсе некоторые капитаны показали удивительную точность (до 1 мл).

Говоря о прошедшем турнире нельзя не отметить слаженную и профессиональную работу оргкомитета. Кроме предоставления необходимых условий для боев, оргкомитет подготовил очень обширную и интересную культурно-развлекательную программу. Так для участников была подготовлена очень увлекательная и познавательная экскурсия в г. Острог, где все имели возможность посетить Острожскую академию включая недавно раскопанные подземелья монахов-капуцинов и чрезвычайно интересную экскурсию в Острожскую крепость. Учитывая химическую направленность подготовки участников турнира очень познавательной была экскурсия на спичечную фабрику в г. Березно Ровненской области. На фабрике учащиеся имели возможность в деталях изучить и наблюдать все стадии изготовления казалось бы такого простого предмета обихода как спичка.

Григорович Алексей Владиславович,
кандидат химических наук,
научный сотрудник Харьковского национального
университета им. В. Н. Каразина.

   

© 2002 © 2002 Харьковский национальный университет
Научно-исследовательский институт химии

Web-design © 2002 AGIK
Last updated 10.09.2005

 

 
ВНИМАНИЕ!!!
Данный сайт является архивной копией сайта http://chemturnir.org.ua от октября 2017 года.
Действующий сайт Всеукраинского Турнира юных химиков можно найти здесь >>>